Маленький уютный музей

                                                                       Наталья Емельянова

 

Краеведческий музей Судиславля не сразу найдешь: если ехать от Костромы, чуть ли не в самом конце центральной улицы городка. Скромная деревянная дверь с неброской табличкой в здании рядом с белым домом с колоннами – местной музыкальной школой.

Когда входишь в музей, попадаешь в небольшой зал. За символические по современным меркам деньги можно заказать экскурсию. Такую не в каждом крупном музее услышишь, ведь проведет ее лично директор музея – Ольга Борисовна Копылова.

На первый взгляд может показаться, что экспонатов не так много, но на самом деле это не так. И начиная слушать историю каждого из них, невольно погружаешься в прошлое этого тихого городка.
 

Вот колесо от телеги XIX века – для нее самой, «в сборе», места в зале попросту нет. Зато рядом – альбомные страницы с рисунками различных типов саней, а на стене — элементы конной упряжи: дуги, бубенцы, валдайские колокольчики, а в углу – ямщицкий тулуп с мохнатым воротником. Укутаешься в такой, и никакой лютый мороз не страшен!

 

Напротив – прямо в зале стоит… шатер цирка-шапито, на котором сидят тряпичные Петрушки-скоморохи. Их шили дети. А чуть левее висит картина «Судиславская ярмарка». И то правда – городская ярмарка славилась в свое время по всей округе! Как память о ней – и чучело медведя, стоящего на задних лапах: вот-вот трюки начнет показывать да публику развлекать!
 

Экспонаты, как рассказывает О.Б. Копылова, собирались по крупицам сотрудниками самого музея. Несмотря на то, что музей является филиалом Костромского, власти оплачивают ему только электричество, отопление и охрану. Все остальное – ремонт, пополнение экспозиции — их словно не касается. Так что сотрудникам приходится платить за экспонаты из своей маленькой зарплаты — или надеяться, что люди просто подарят им свои раритеты. «Мы даже с перекупщиками антиквариата конкурировать не можем — все им достается, ведь они больше платят! А мы можем лишь в журнале описи экспонатов записать фамилию дарителя», — горько усмехается Ольга Борисовна. Тем не менее, щедрые люди находятся. Так абсолютно случайно в экспозицию попала чайная чашка тончайшего фарфора – целый сервиз хранился у одной пожилой дамы, она вместе с подружками частенько пила из него чай, да в процессе чаепитий и мытья посуды чашки почти все побились. Лишь одна на уцелела — и хозяйка, чтоб и ее не разбить, передала ее в музей.

 
А вот живописная пара — портреты императора и императрицы. Главу семьи, в которой они хранились, репрессировали, а все имущество его жены и детей распродали. Именно все – вплоть до ношенных юбок и ботинок. Можно только догадываться, каких трудов стоило им тайно сохранить драгоценные портреты, и с каким риском это было сопряжено.
 
 
А еще некий судиславец нашел у себя в огороде, копая картошку, старинные монеты. Нашел и положил в сервант, где они попались на глаза его теще, которая решила отнести их в музей. Экспертиза показала, что монеты были фальшивые, но это отнюдь не умалило их ценность, а напротив, повысило – это было подтверждением городских слухов о том, что раскольники, коих в здешних краях было много, действительно частенько чеканили поддельные монеты и запускали их в обращение, например, бросая их в толпу зевак во время какого-либо праздника.
 

Иногда экспонаты попадают в музей совсем необычным образом. Например, мандолина, найденная в груде строительного мусора в одном старом разрушенном доме.

 
Интересно, что экспозиция поделена на «уголки» — здесь есть уголок русского трактира, с репродукциями художника Кустодиева, самоваром и чайниками, воссозданы витрина и прилавок магазинчика, а также уголок крестьянской утвари. Жернов, который до недавнего времени был вполне «интерактивным»; правда, сейчас сотрудники музея предпочитают его лишний раз не трогать – не ровен час развалится. Рядом с жерновом – глиняная посуда: кувшины, парные горшочки-полевички – в таких дети носили отцам в поле кашу и суп.
 

Помнят здесь и о роли костромского края в судьбе монаршей семьи. На одной из витрин – альбом с фотографиями визита Николая Второго в Кострому, а рядом – подарки, которые раздавали людям в честь коронации Императора.

 
 
Слушать экскурсовода можно бесконечно – напрасно беспокоится Ольга Борисовна: «Я вас еще не утомила?». И на второй этаж поднимаемся с удовольствием, по деревянной лестнице. Там, наверху, еще один зал, в котором проходит выставка театрального костюма. Каждый из этих нарядов когда-то «играл» на сцене, в спектаклях по пьесам Александра Николаевича Островского. Между прочим, некоторые из этих костюмов попали в театр из гардероба настоящих купчих! В середине зала – стол с купеческими явствами, тоже театральный реквизит — поросенок, овощи-фрукты… Редкий гость удерживается от того, чтобы не потрогать руками блюда – столь натурально они выглядят.
 
А еще в этом зале стоит рояль – замечательный инструмент, лучше, чем в соседней музыкальной школе, — по-доброму хвастаются музейные сотрудники. Рояль здесь нужен, ведь в зале на втором этаже регулярно устраивают творческие вечера, концерты и вечера романсов, в том числе и для детей.
 

С особым трепетом в музее относятся к еще одному экспонату – записи в книге отзывов, сделанной рукой великой княгини Леониды Георгиевны Романовой – за несколько лет до смерти они посетила Судиславль и сам музей.

 
 
«Есть у нас еще третий зал, — вдруг говорит О.Б. Копылова, — только он сейчас на ремонте». Что характерно, ремонт делается тоже, главным образом, за счет сотрудников музея. Правда, недавно повезло, удалось «выбить» три тысячи от местных властей на отделочные работы. На краску денег уже нет – на нее надо еще тысячи две, а где их взять?
 

С грустью и нежностью говорит Ольга Борисовна и о Судиславле, которого уже нет, о городе, каким она запомнила его с детства. И о каменных львах купца Третьякова, которых горожане сами красят каждый год – порой, в абсолютно сюрреалистичные цвета – лишь бы защитить их от превратностей природы.

Слушаешь ее, и очень хочется верить, что удастся сберечь то, что осталось, что еще не разрушено временем и безразличием людей, сохранить для потомков живую историю улиц, домов и «камней», порой, более теплых и настоящих, чем мы.

Все права защищены © 2012 old-towns.ru. Города Российской Империи