ОБИТЕЛЬ ПАМЯТИ И СВЕТА

                                                                                                   Григорий Емельянов

 
…В Старое Бобренево мы заехали по пути из Егорьевска в Коломну. Строго говоря, карта советовала от села отворачивать — по пешеходному мостику через Москву-реку в Коломну не проедешь. Но, увидев на горизонте маяк Бобренева монастыря — белоснежный с небесно-голубым, — отворачивать уже как-то не хотелось. Тем более что и вид на Коломенский кремль из заречья открывался такой, что дух захватывало. Единогласно решили заехать.
 

Иллюзий по поводу того, чтобы попасть внутрь монастыря, особо не питали — полдень давно минул, на часах было что-то около четырех вечера, в это время ворота тихих обителей, как правило, уже закрываются от мира. Рассчитывали взглянуть хотя бы снаружи. После пяти минут нашего шныряния туда-сюда вдоль стен с фотоаппаратом ворота приоткрылись, и оттуда выглянул охранник. Зная на опыте, как порой бывают неприветливы насельники к «этим с камерами», морально готовимся к отповеди. И — приятное удивление.

- Вы заходите, смотрите, — говорит страж монастырских ворот. — Сейчас службы уже кончились, но что вы с улицы-то? Поди ведь, издалека ехали…
 
Заходим. У ног дружелюбного смотрителя мурлычет и трется рыжий котофей. Вымощенные дорожки, аккуратные клумбы, ухоженные деревца — видно, что здешние обитатели трудолюбивы и любят свой монастырь. Небольшие изящные храмы — летний собор Рождества Богородицы, поставленный в XVIII веке на месте древнего, и XIX века теплая церковь Феодоровской иконы Божией Матери: эстетика уже другая, но гармония поразительна. Все вокруг дышит спокойствием и заботой — людей о доме Божьем, Бога о людях.
 
 
- Фотографируйте, не стесняйтесь, — вновь удивляет нас охрана, — у нас храмы красивые…
 
…Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в далеком XIV веке. Легенды приписывают создание обители самому князю Дмитрию Боброку-Волынскому, советнику Дмитрия Донского «по стратегии» и командиру Засадного полка в Куликовской битве. Якобы, обещал он, в случае победы над Мамаем, возвести на этом месте монастырь… Скептики, правда, считают, что «Бобренев» едва ли может быть притяжательным от «Боброк», и записывают в основатели некоего боярина то ли Бобрыню, то ли Бобруху, а то и раскаявшегося разбойника Бобреня (ох уж эти кающиеся разбойники! Послушать легенды — так они чуть ли не каждый второй русский монастырь основали). Так или не так — за давностью лет уже не скажешь, вот только надобно помнить, что в те времена строительство белокаменного храма не могло обойтись без княжеского вмешательства, а такой храм, по данным археологии, в монастыре в указанную пору был…

Так или иначе, монастырь действительно был основан через год после Куликовской битвы — в 1381 году, и в нем действительно с тех самых времен и до наших дней молятся за упокой воинов, павших на берегах Дона и Непрядвы.

В те давние времена Бобренев монастырь выполнял роль сторожа Коломны. Находящийся чуть в стороне от города, он должен был предупреждать жителей о приближении неприятеля, чтобы те успевали разобрать наплавной мост через Москву-реку. Оставшемуся на том берегу монастырю после этого следовало бы обороняться в одиночку и сковывать неприятеля. Пусть вас не вводит в заблуждение чисто декоративная ограда — ее построили в самом конце XVIII века в популярном тогда псевдоготическом стиле, архитектором называют чуть ли не самого Матвея Казакова. А почему нет? Строил же он похожие готические башенки для здешнего Голутвина монастыря.
 
 
Бобренев монастырь был богатым и известным, пока в том же XVIII веке не случилось несчастье — попал он под секуляризацию матушки Екатерины, и был выведен за штат. Это означало — остаться и без землевладения, и без государственного финансирования, проще говоря — крах. Два десятка лет обитель прозябала на грани, пока ее не спас епископ Коломенский Афанасий (Иванов) — около 1790 года он объявил монастырь своей летней резиденцией. Началось возрождение.
 
 
Но Преосвященному Афанасию суждено было стать последним Коломенским владыкой. В 1799 году епархию закрыли, кафедру перенесли в Тулу. А коломенские монастыри… «укрупнили», как мы бы сейчас сказали. Бобренев приписали к Голутвину, причем таким «хитроумным способом», что «в былом Бобреневе монастыре теперь только один иеромонах, а послушников никого; а Голутвин монастырь пользуется его землею и доходами», как подметил митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). Именно он в 1802 году распорядился исправить несправедливость, и Бобреневу монастырю суждены были еще сто лет процветания.
 
 
Октябрьская революция нанесла по обители «удар замедленного действия». В 1917 — 1918 годах монастырь грабили, в начале 1920-х вроде бы распорядились закрыть — но как-то «не до конца»: в братском корпусе продолжали жить некоторые монахи, они лечили больных и совершали службы. Церкви Бобренева закрылись в 1930 году, и с тех пор в обители размещались совхозное общежитие, склад минеральных удобрений, гараж (причем склад и гараж ничтоже сумняшеся устроили прямо в храмах) и, наконец, свалка. Причем наряду с мусором в святое место догадались свозить… падежный скот. Что совсем странно — так это то, что если не архитектурная, то как минимум историческая ценность Бобренева монастыря признавалась всем научным сообществом, а простой, казалось бы, вопрос — вывезти свалку в более подобающее место — понимания у властей не находил… Вернули обитель верующим только в 1991 году, сейчас она переживает новое возрождение…
 
 
- Вы подождите, я сейчас батюшку позову, — мы так увлеклись созерцанием монастыря, что даже не обратили внимания, что наш добрый охранник все это время оставался рядом с нами. — Он вам храм откроет, к иконе подойдете…
 
И сразу идет к дверям братского корпуса, звонит. Появляется приветливый молодой монах, открывает нам церковные двери. Проходит внутрь, становится на колени перед иконой в резном напольном киоте, земной поклон, деликатно целует образ. Это — список чтимой Феодоровской иконы Богоматери. Как и оригинал — чудотворная. Молитва перед ней утешает в печали, помогает укрепить семью и избавляет от бесплодия. Коломенцы почитают свою икону, приезжают к ней и из других городов. Сама церковь очень уютная, теплая — каким и подобает быть православному храму…
 
 
- Сами вы откуда? Кем работаете? — интересуется монах.
Рассказываем, что из Москвы. Робко добавляем, что журналисты — почему-то становится совестно говорить об этом монаху. Но наш собеседник — человек без предубеждений, он расспрашивает о том, что привело нас в Коломну, кивает, когда узнаёт, что мы делаем сайт о старинных русских городах… А на прощание дарит открытки с видом монастырского собора.
 
В Коломну приезжаем на невероятном душевном подъеме, с полным ощущением того, что прикоснулись к чему-то действительно священному. Удивительное это место — Бобренев монастырь. Удивительные люди. Именно в таких местах понимаешь, на чем стоит русская земля, русская вера, русский человек.

Все права защищены © 2012 old-towns.ru. Города Российской Империи