ПАТРИАРХ ПО ПРИЗВАНИЮ

Фото Wikipedia

Патриарх Тихон – в миру Василий Беллавин — происходил из семьи потомственных священников. Он родился в 1865 году в Торопецком уезде Псковской губернии, в приходе Воскресенской церкви погоста Клин. Сейчас это Куньинский район Псковской области.

Фамилия «Беллавин» была очень распространенной священнической фамилией в тех местах. Так что судьба отрока Василия, по-видимому, была предрешена. В девять лет он поступает в Торопецкое духовное училище; окончив его, продолжает свое обучение в Псковской духовной семинарии. Потом его однокашники вспоминали, что Василий всегда был «очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества», и товарищи в шутку называли его «Архиерей». Более того, когда в уже в 1880-х годах Василий Беллавин поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, там сокурсники немедленно «окрестили» его «Патриархом». И это при том, что Василий тогда вел очень светский образ жизни, а его решение принять монашество практически для всех оказалось абсолютно неожиданным. Пострижение состоялось в декабре 1891 года, и Василий принял имя Тихон.

Через несколько месяцев Тихон становится инспектором Холмской духовной семинарии, затем – ректором Казанской и той же Холмской, председательствует в Епархиальном училищном совете…

Осенью 1898 года Тихона назначают епископ Алеутским и Аляскинским. В Америке он развивает достаточно активную деятельность. Почти за 10 лет епископства при его непосредственном участии с церковно-славянского на английский переводятся богослужебные тексты, многие американцы принимают православие, открываются десятки новых храмов, строится первый на континенте православный монастырь, открывается школа-приют для сирот.

Вернувшись в Россию в 1907 году, Тихон состоит при Ярославской и Ростовской епархии. Когда шли празднования по случаю 300-летия Дома Романовых, он был удостоен чести встречать императорскую семью при входе в Успенский собор Ярославля.

Но потом, говорят, Тихон поссорился с ярославским губернатором, графом Д.Н. Татищевым, и был переведен в Вильну. Вместе с тем, популярность его была столь велика, что городская дума приняла невиданное по тем временам решение присвоить епископу титул «Почетного гражданина города Ярославля»! Синод возражать не стал.

И еще одно доказательство величайшего авторитета Тихона – к нему приходили за благословением даже католики и староверы, случай невиданный и по тем временам, и по сегодняшним!

А потом в стране начались большие перемены: революция 1917 года. Но и тогда Синод избрал архиереем Москвы Тихона. А через два месяца Синод возвел в сан митрополита. Тогда кто-то из знакомых заметил Тихону, что «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии».

В сложные для церкви послереволюционные годы Тихон изо всех сил пытался сплотить прихожан вокруг храмов. При этом, он никогда напрямую не призывал к свержению большевиков и новой власти, но и не скрывал своего осуждения безбожников, предавая анафеме тех, кто устраивал «кровавые расправы» и гонения на христианскую веру. Он всегда старался найти компромисс между церковью и новой атеистической властью. Тихон указывал в своих «Актах»: «Отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти».

Но потом наступил неурожай 1919 — 20 годов. Тогда Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издал декрет об изъятии из религиозного пользования (причем речь шла обо всех религиях) предметов из драгоценных металлов в пользу голодающих. При этом изъятие не должно было коснуться имущества, используемого при богослужении. Однако большинство журналистов сочли этот декрет слишком мягким, и вслед за первым появился второй декрет: он уже предписывал изъять из храмов вообще все драгоценности.

Но здесь уже возмутились священники и прихожане. Многие стали открыто выступать против подобных мер. Одни из самых яростных протестов тогда прошли в Шуе, и Совнарком счел их частью некоего общего антисоветского плана, постановив заняться разгромом Церкви. Сначала планировалось взять под стражу Синод и Патриарха, затем санкционировать их травлю в прессе.

Патриарха Тихона вызывали на Лубянку и в суд для участия в процессе над Московским духовенством. Тогда-то и постановили привлечь его к уголовной ответственности. В Книге«Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней»,И.М. Андреев приписывает прокурору, ведшему дело Тихона, следующие слова: “Судьба гражданина Тихона в наших руках и вы можете быть уверены, что мы не пощадим этого представителя классов, которые в течение столетий угнетали русский» .

Сначала Тихон отбывал заключение в Донском монастыре, затем во внутренней тюрьме ГПУ. А газеты тем временем буквально наводнили письма от граждан с требованием суровой расправы над Патриархом.

Однако планы властей изменил так называемый ультиматум Керзона. Министр иностранных дел Великобритании от имени правительства своей страны требовал, под угрозой разрыва дипотношений, в частности, прекратить преследование духовенства.

Патриарха отпустили. Известно, что на его богослужения собиралось огромное количество людей. Это не могло не беспокоить власть, и тогда обновленческий синод провозгласил «бывшего Патриарха Тихона – главой секты».

Параллельно Тихона регулярно продолжали вызывать в суд. В вышеупомянутой книге описывается одно из таких заседаний: Патриарх выступал свидетелем по делу группы священников. “Когда в дверях зала показалась величавая фигура в черном облачении, сопровождаемая двумя конвойными, все невольно встали… Все головы низко склонились в глубоком почтительном поклоне. Святейший Патриарх спокойно-величаво осенил крестом подсудимых и, повернувшись к судьям, прямой, величественно-строгий, опершись на посох, стал ждать допроса.«Вы приказывали читать всенародно Ваше Воззвание, призывая народ к неповиновению властям?” — спросил Председатель. Спокойно отвечает Патриарх: “Власти хорошо знают, что в моем воззвании нет призыва к сопротивлению властям, а лишь призыв сохранить свои святыни, и во имя сохранения их просить власть дозволить уплатить деньгами их стоимость и, оказывая тем помощь голодным братьям, сохранить у себя свои святыни.” “А вот этот призыв будет стоить жизни вашим покорным рабам” — и Председатель картинным жестом указал на скамьи подсудимых». Но Тихон поднял руку и благословил их, произнося: «Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Подсудимые опустились на колени…»

Дважды на жизнь Патриарха совершались покушения. Рассказывают, что однажды некто, якобы помешанный, набросился на выходившего из алтаря епископа, однако вовремя понял, что обознался… Второй раз преступник убил келейника Патриарха, работавшего у него почти двадцать лет. Говорят, Патриарх сидел в кресле в той же комнате, но злоумышленник его почему-то не увидел.

Через несколько месяцев Тихон умер — по официальной версии, от сердечной приступа; тем не менее, многие были уверены, что Патриарха отравили. Ведь всего за пару дней до смерти он еще вел богослужение! Похороны выпали на Вербное воскресенье. Погребен Патриарх в Донском монастыре. Там сейчас покоятся его мощи.

 

Наталья Емельянова 

 

*     *     *

Как кто-то подсчитал, за свою жизнь Тихон отслужил 777 (!) литургий и около четырехсот вечерен в разных городах России. Получается, что Патриарх, помимо исполнения обязанностей предстоятеля Церкви, лично проводил богослужения каждые три — четыре дня…

9 октября 1989 года Патриарх Тихон был причислен к лику святых.

Все права защищены © 2012 old-towns.ru. Города Российской Империи