Барабинск

Плодородие Сибири

Коротко

Основан в 1893 г. как станционный поселок Каинск-Томский. В начале 1917 г. преобразован в безуездный город Барабинск.

Расположен в 300 км к западу от Новосибирска, на речке Каинка (приток Оми, бассейн Иртыша).

До революции в городе проживало 5600 человек, сейчас население превышает 30 тысяч.

Официальный сайт города – администрация-барабинска.рф.

День города отмечается в День России, 12 июня.

Лицо города

Свое название город получил от Барабинской степи, обширной территории, простирающейся вдоль реки Омь, между Обью и Иртышом.

Колесо на гербе Барабинска напоминает о его «железнодорожном» происхождении. Колонок – маленький пушной зверек – символизирует находчивость и смелость. Так авторы герба аллегорически изобразили лучшие качества барабинцев. Три цвета гербового щита – зеленый, серебряный и синий – в геральдике означают соответственно изобилие (природу), благородство и искренность (либо обилие воды).

Зелени и воды в окрестностях действительно много. Барабинская степь – благодатная, очень плодородная по сибирским меркам земля, важный центр сельского хозяйства, в первую очередь молочного животноводства. И поныне на сельское хозяйство приходится до трех четвертей городской экономики. Это при том, что значительная часть населения занята на железнодорожных предприятиях.

Страницы летописи

Своим появлением на карте России Барабинск (тогда еще – поселок Каинск-Томский) обязан Транссибирской железнодорожной магистрали. До прокладки «чугунки» (1893 год) здесь была деревня Ново-Чёрнова. Надо сказать, строители Великого Сибирского пути явно не рассчитали с пассажиропотоком: в первые годы существования станционного поселка путешественники описывали здешний вокзал в самых нелестных выражениях: тесно, неудобно, «буфет… представляет скорее нечто вроде харчевни». Так что уже через пять лет начали строить новый вокзал. Все понимали, что жизнь города будет целиком зависеть от железной дороги.

В начале ХХ века в поселке было уже две тысячи жителей. Помимо пассажирской станции, имелась товарная с пакгаузом, паровозное депо, мастерские и телеграфная контора – все необходимое для железнодорожного сообщения, а заодно и для трудоустройства растущего населения.

В начале 1917 года (еще до февральской революции) быстро растущий поселок стал городом Барабинском. Называть новый город Каинском очевидно было лишено смысла, поскольку в десяти верстах к северу уже находился другой Каинск – нынешний Куйбышев.

И тут грянул Октябрь, за ним гражданская война, и город стал линией фронта. В 1918 – 1919 годах он несколько раз переходил из рук в руки, менялась власть – со всеми неприятными последствиями в виде репрессий, свирепствовал тиф… Железная дорога была фактически заброшена. Не хватало топлива, не хватало рабочих рук для восстановления разрушенного. Только к 1930-м годам Барабинск перевернул эту мрачную страницу своей истории…

Городские виды

…На исходе советской эпохи Барабинск вполне можно было назвать процветающим городом. Здесь было все необходимое для жизни – от школ и больниц до своей пищевой индустрии. В конце ХХ века наступил кризис; впрочем, ко дню нынешнему самое трудное время для города, хочется надеяться, уже позади. Не без потерь 90-х, но выжила промышленность, по-прежнему устойчиво сельское хозяйство, растут транспортные показатели. Развивается торговля, налаживается финансирование образовательных учреждений. В городе 8 школ (включая школу для детей-железнодорожников и кадетский интернат), детская музыкальная школа, два дома культуры, краеведческий музей.

А еще в Барабинске был свой аэровокзал. Сейчас он, правда, не действует и пребывает в плачевном состоянии… Но в планах областного руководства есть проект создания до 2025 года нового регионального аэропорта на более подходящем месте.

Все права защищены © 2013 old-towns.ru. Города Российской Империи