Вязьма: утраты

Григорий ЕМЕЛЬЯНОВ

Старинные фотографии Вязьмы  взяты с сайта

andcvet.narod.ru

 

Вязьма – непременная остановка путешествующих по России на дороге в Смоленск. Здесь не только живописные пейзажи и старинные церкви, здесь – немеркнущая воинская слава. Как и другие города русского запада, Вязьма принимала на себя удар европейских захватчиков, заслоняя Москву, сгорала дотла и возрождалась вновь. Здесь вам обязательно расскажут, что в ходе боев Великой Отечественной войны город потерял более 90% своей застройки. По Симонову помним, что Вязьма просматривалась из конца в конец. Однако при этом мало кто вспоминает, что 60% храмов (а ведь именно храмы – это градообразующие ориентиры, художественные акценты и, в конечном счете, лицо города) были утрачены отнюдь не на войне. Многие церкви войну как раз даже и пережили. Но до наших дней они не дошли. О них и пойдет речь.

На первый взгляд утраты города не так очевидны. На месте господствующий над округой монументальный Троицкий храм (1676) на Соборной горе, на месте феерический Предтеченский монастырь, о седой старине напоминает Спасская башня Вяземской крепости (1632), цел Аркадьевский монастырь с его экзотической архитектуры собором 1762 года. Однако уже в бывшем монастыре начинают закрадываться сомнения. От его ограды уцелели лишь парадные Святые ворота да «на задах» — заброшенная башенка ограды. Если покопаться в истории, не найдем на месте стоявшую у алтаря собора Всехсвятскую часовню: ее поставили в 1830-е годы над камнем, на котором давным-давно молился хранитель города преподобный Аркадий Вяземский, а через сто лет уже снесли. Когда же начинаешь перебирать старинные фотографии Вязьмы, поневоле удивляешься и ужасаешься: полно, тот ли это город?

Чтобы в полной мере осознать горечь утрат, спустимся сначала с Соборной горы вниз, из исторического – в деловой центр города, на старинный торг.

Построенная в 1785 году в стиле барокко Богородице-Рождественская церковь (Торговая-Советская площадь, 3, ныне музей) лишилась своей позднейшей классической колокольни. Полностью исчезли небольшие торговые ряды с двумя часовнями, одна из которых – нарядная северная – эффектно замыкала спускавшуюся к площади Московскую улицу.

Посадскую часть Вязьмы в прошлом украшали пять необычайно эффектных храмов, вместе создававших превосходную запоминающуюся панораму города. Ныне частично сохранилась одна церковь, и в своем нынешнем виде градообразующего значения она не имеет.

Самой заметной была стоявшая ближе всех к торгу, в городском саду, Ильинская церковь. Она отмечала место, где до 1779 года находился Ильинский монастырь. Сам храм возвели уже после его упразднения – в 1793 году. Эффектное ярусное сооружение в стиле барокко, с фигурной главкой и явно позднейшей колокольней, задавала тон в хоре вяземских вертикалей. В 1936 году в церковь вселился было краеведческий музей, но уже через год ее разобрали. Чем не повод для нумерологических спекуляций, годы жизни церкви – 1793 – 1937.

Ильинской церкви вторила Духовская (1700), перекликавшаяся с ее барочной башней своей массивной колокольней. Духовский храм пережил и первую волну гонений на церковь, и Великую Отечественную. Его начали разбирать в 1946 году, когда расчищали площадь под памятник генералу Ефремову. В 1955-м от церкви не было уже и следа. Это вообще очень характерно для Вязьмы: то, что устояло в 1930-е годы, сносилось десять лет спустя, после войны. Снос зачастую оправдывали именно военными разрушениями. Разумеется, увековечение памяти героев – благое дело; только вот памятник Ефремову стоит все-таки западнее того места, где располагалась Духовская церковь. Над ее фундаментами – пустой сквер и проезжая часть… Несомненно, сохранить храм при желании было возможно, и едва ли монумент Ефремову проиграл бы от такого соседства.

На современной площади Ефремова находилась еще одна вяземская вертикаль, не относящаяся к культовому зодчеству: каланча на садовой улице. Не столь красивая, как старинные колокольни, она все же вносила свою лепту в гребень высоких башен, делавших облик города таким эффектным.

В 1940-е годы погибла Никитская (другое название – Афанасьевская) церковь 1744 года, стоявшая по адресу Большая Московская улица (Ленина), 15. Ее венцеобразная главка была впоследствии «процитирована» строителями Ильинской церкви.

Перспективу Московской дороги продолжала небольшая и, может быть, малозаметная на фоне роскошных соседок Пятницкая церковь. Стоявший на месте дома №29 лаконичный храм с эффектной колокольней-«карандашиком» разобран в 1950-е.

За двадцать лет до этого лишилась колокольни сохранившаяся Преображенская церковь (1736). Высокий элегантный столп финализировал вертикальный ряд разнообразных посадских церквей и колоколен, «держа» горизонт и как бы закругляя панораму отдаленных слободских и кладбищенских церквей. С уничтожением всех этих вертикалей Вязьма стала «плоским» городом, утратив один из лучших своих видов – на восток с колокольни Богородице-Рождественской церкви. Самой колокольни, как мы помним, тоже нет…

На север от Московской дороги стояла неплохая Воскресенская церковь 1726 года (улица Воскресенская-Марины Расковой, 24). Ярусную композицию храма хорошо дополняли колокольня и разновысокие приделы. Первый удар по храму нанес еще в 1920 году случайный взрыв на военной базе, в 1930-е не стало всего остального. Приписанный к Воскресенской церкви кладбищенский, на окраине старого города, храм Иконы Богоматери «Живоносный источник» на Дмитриевой горе (1785, улица Парковая, 4) исчез в то же время.

В части города к югу от Большой Московской осталась всего одна церковь – Введенская, на одноименной улице (в советские годы переименованной в честь Парижской Коммуны), дом 18. Храм построен в 1749 году и хорошо сохранился. А в паре кварталов к югу от нее (Верхняя Калужская – 25 Октября, на месте дома №15) во второй половине 1940-х годов погибла скромная бесприходная Христорождественская церковь, она же Колоцкая, она же Дворцовая. Последний топоним напоминал о находившемся здесь когда-то дворцу Алексея Михайловича. Тишайший около года прожил в Вязьме, близ Калужской дороги. О его давно исчезнувших хоромах не дает забыть памятный камень; о церкви с утонченным ярусным верхом и очень оригинальной колокольней не напоминает ничего.

Западнее, ближе к реке, на Нижней Троицкой (Луначарского) улице, 9, располагалась Троицкая церковь. Построенная в 1741 году, она была довольно типовым в своем роде сооружением, что, конечно же, само по себе не давало повода ее ломать. Церковь не простояла и двухсот лет; колокольню еще некоторое время использовали как каланчу, потом исчезла и она. К Троицкому храму был приписан кладбищенский Владимирский. На Троицком же кладбище находились еще два памятника – фамильные часовни-усыпальницы Зубовых (каменная) и Лютовых (черного мрамора). От всего комплекса после войны не осталось ничего – на костях предков раскинулся Вяземский машиностроительный завод. Уже в наше время на его территории поставили-таки покаянную часовню.

Теперь отправимся в Заречную часть Вязьмы. От Торговой площади на юг начиналась дорога на Смоленск; у моста стояла небольшая часовня, в сильно искаженном виде сохранившаяся до наших дней – сейчас ее занимает лавка Предтеченского монастыря. Чуть дальше развилку Смоленской и Духовщинской дорог (улицы Смоленская и Докучаева) отмечала Никольская церковь 1690 года постройки. Это был, хоть и заметно «провинциальный», но все же образец допетровской застройки города, напоминавший по формам Вознесенскую церковь Предтеченской обители. Церковь сломали в конце 1940-х.

К Никольскому храму была приписана кладбищенская Екатерининская церковь, дошедшая до наших дней, пусть и в абсолютно заброшенном состоянии. Ее пирамидальный силуэт по-прежнему украшает панораму Вязьмы. Но, если присмотреться к панораме дореволюционной, видно, что у Екатерининского храма была колокольня. Не сохранились также две часовни: в цилиндрической башне ограды, перекрытая куполом, и неподалеку от входа на кладбище, с традиционным четвериком и шатровым завершением.

Между Никольской и Екатерининской церквями лежит Предтеченский монастырь – «центр притяжения» для паломников и туристов. Здесь сохранились два храма 1650-х годов: надвратный Вознесенский и чудесный трехшатровый Одигитриевский, жемчужина зодчества, сделавшая бы честь и стольному городу. Затмить такое сокровище даже не пыталась скромная и чисто функциональная теплая Знаменская церковь (1750), от которой ныне остались лишь фрагменты фундамента. Снесли ее в 1946 году.

 

На Смоленской дороге полностью сохранилась Христорождественская церковь в Ямской слободе (1763), отмечающая старинную границу города. А далеко за его чертой располагалась «божедомка» — кладбище для умерших без покаяния. Здесь была маленькая часовня, от которой ныне не осталось и следа.

Обратимся теперь к северной части города: тут у Фроловского моста, открывающего Бельскую дорогу, стояла еще одна часовня, «с претензией на пятиглавие». При взгляде из-за реки она как бы «привязывала к точке» соборный холм, который, хоть и красив сам по себе, но в отсутствие часовни теперь живет своей, как бы отдельной от остального города жизнью.

С холма на север, кстати, раньше открывалась превосходная панорама. В этой части Вязьмы еще сто лет назад стояли четыре храма; сейчас, в довольно «урезанном» виде, остался только один. Это – Петропавловская церковь 1805 года, интереснейший образец классицизма, который в Вязьме подхватил-таки местную традицию создавать сложные многоярусные сооружения. В 1930-е Петропавловская церковь лишилась своей колокольни, увенчанной могучим шпилем.

Относительно поздно, уже в конце 1950-х годов, была снесена Входоиерусалимская церковь (иначе – Флора и Лавра), стоявшая на развилке Верхней и Нижней Бельской улиц (ныне, соответственно, Комсомольская и Перновского полка). Незатейливый, но элегантный храм построили в 1716 году; в начале ХХ века южный фасад разнообразили обширным приделом, выглядевшим почти как самостоятельная церковь. А полвека спустя аккурат поверх храма спрямили Комсомольскую улицу – теперь она вела уже не в захолустный Белый, она стала «парадными воротами» Вязьмы с трассы Москва – Смоленск. Наверное, парадные ворота только выиграли бы, если б в этом месте улица дала легкий изгиб, позволивший сохранить церковь.

К храму была приписана кладбищенская Стефановская церковь (1793) в конце Нижней Бельской улицы. Ее, вместе с привратной часовней, снесли примерно тогда же, что и Входоиерусалимскую.

Ну и под конец о самой, пожалуй, тяжкой утрате Вязьмы. До тех же 1950-х развилку Благовещенской и Успенской (Ленский событий и 3-го Интернационала) улиц украшала грандиозная Благовещенская церковь (1715) – апофеоз вяземского барокко. За счет своеобразных архитектурных решений (высокий массивный восьмерик, криволинейная кровля, плотно собранные ярусные главы) она казалось практически идеально круглой в плане – этакий возвышающийся над городом монументальный цилиндр с феерическим пятиглавием. Церковь находилась в стороне от центральных дорог и никому, казалось бы, не мешала. А вот поди ж ты…

Для полноты картины упомянем также имевшиеся в Вязьме к 1917 году четыре домовые церкви (при мужской гимназии, подворье Троицкой общины, вокзале и тюрьме) и католический костел. Все они утрачены.

Итак, в итоге имеем: из двадцати четырех храмов Вязьмы в ХХ веке полностью уничтожены четырнадцать, еще четыре лишились колоколен. Из одиннадцати часовен в сильно изуродованном виде дошла до наших дней одна. Что хуже всего – город полностью утратил свой «небостремительный» облик, растекся по горизонтали, распластался по холмам, практически лишился захватывающих дух панорам. О восстановлении разрушенного речи, похоже, не идет. Вязьма, сто лет назад вполне способная затмить красотой многие точки будущего «Золотого кольца», к началу XXI века вынуждена мириться с ролью «города единичных шедевров»…

1. Троицкий собор
2. Спасский собор Аркадьевского монастыря
3. Всехсвятская часовня Аркадьевского монастыря (уничтожена)
4. Спасская башня Аркадьевского монастыря (Вяземской крепости)
5. Ограда (уничтожена) с башенкой Аркадьевского монастыря
6. Святые ворота Аркадьевского монастыря
7. Одигитриевская церковь Предтеченского монастыря
8. Знаменская церковь Предтеченского монастыря (уничтожена)
9. Надвратная Вознесенская церковь Предтеченского монастыря, с настоятельскими кельями и оградой
10. Богородице-Рождественская церковь (уничтожена колокольня)
11. Часовня на Торговой площади (уничтожена)
12. Торговые ряды с часовней (уничтожены)
13. Часовня у моста в начале Смоленской дороги (перестроена)
14. Часовня у Фроловского моста (уничтожена)
15. Ильинская церковь (уничтожена)
16. Духовская церковь (уничтожена)
17. Никитская церковь (уничтожена)
18. Преображенская церковь (уничтожена колокольня)
19. Христорождественская Дворцовая церковь (уничтожена)
20. Пятницкая церковь (уничтожена)
21. Воскресенская церковь (уничтожена)
22. Введенская церковь
23. Троицкая церковь (уничтожена)
24. Никольская церковь (уничтожена)
25. Христорождественская Ямская церковь
26. Петропавловская церковь (уничтожена колокольня)
27. Благовещенская церковь (уничтожена)
28. Входоиерусалимская церковь (уничтожена)
29. Иконы «Живоносный источник» кладбищенская церковь (уничтожена)
30. Владимирская кладбищенская церковь (уничтожена)
31. Часовня при склепе Лютовых у Владимирской церкви (уничтожена)
32. Часовня при склепе Зуевых у Владимирской церкви (уничтожена)
33. Екатерининская кладбищенская церковь (уничтожена колокольня)
34. Часовня в ограде Екатерининской церкви (уничтожена)
35. Часовня у Екатерининского кладбища (уничтожена)
36. Стефановская кладбищенская церковь (уничтожена)
37. Часовня в ограде Стефановской церкви (уничтожена)
38. Часовня при убогом доме (уничтожена)

Все права защищены © 2013 old-towns.ru. Города Российской Империи