Спасо-Кукоцкий монастырь

 

Гаврилов Посад, что всего в 25 километрах от избалованного туристами Суздаля, путешественники по Золотому Кольцу не то что не жалуют, а просто, сказать прямо, не знают. А ведь чего, казалось бы, стоило потратить даже не семь, а полтора кола времени, отъехать чуть в сторону от изъезженного маршрута, полюбоваться на красавцев – владимирских тяжеловозов на Гаврилово-посадском конном заводе, погрузиться в тихую и чуть-чуть печальную атмосферу этого загадочного края на стыке трех областей – Ивановской, Ярославской и Владимирской. Края, который словно бы по недоразумению относят к Центральной России. «Центрального» здесь нет ровным счетом ничего.

Одна из таких загадок, которые зададут вам здешние края (при этом любезно, так по-русски, позволив подглядеть ответ) – Спасо-Кукоцкий монастырь. Как исчезнувший град Китеж, то ли он есть, то ли его нет. Путеводители его упорно не замечают. При этом сохранился он гораздо лучше Золотниковской пустыни, красотой не уступает суздальскому Александровскому монастырю, а древностью превосходит все обители Ивановской области. Бывший монастырек надежно спрятался на просторах России, таких бескрайних, что даже шесть километров от Гаврилова Посада воспринимаются как целое путешествие.

Ни у Булгакова в «Русских монастырях в 1913 году», ни в Сойкинском «полном иллюстрированном описании» «Православные русские обители» упоминания о Спасо-Кукоцком монастыре мы не находим. Это, конечно, неудивительно – волей Матушки Екатерины обитель на речке Куксе была упразднена. Лишь в монументальном труде В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи», где автор озаботился заняться историей исчезнувших монастырей, читаем: «Спасов-Кукоцкий или Спас на Куксе, мужской, ныне церковь в селе Спас-Кукса или Сербилово, Владимирской губернии, Суздальского уезда, в 23 верстах к западу от Суздаля, при речках Куксе и Ирмизе (Ирмесе – Г.Е.). Несомненно существовал в XVI столетии, так как в нем пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628 – 1630 годов имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево». В 1700 году в нем был игумен Александр. В 1725 году приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю и в 1764 году упразднен».

Честно говоря, о пребывании в Сербилове Гришки Отрепьева мне ничего не известно. Зато известно, как добраться в затерянный монастырек.

Найти Сербилово не то чтобы трудно, но в общем непросто. Въехав в Гаврилов Посад со стороны Суздаля, проезжаем конезавод, проезжаем мост через Воймигу и оказываемся на центральной площади городка. На ней, сразу за краеведческим музеем, поворачиваем налево, на улицу Розы Люксембург. По ней переезжаем Ирмес и сразу за мостом поворачиваем направо, на улицу Горького, которая метров через шестьсот даст плавное ответвление влево, на Красноармейскую. По этой улице покидаем Гаврилов Посад.

Через пару километров главная дорога плавно завернет вправо, и за кронами деревьев уже видны главки Кукоцкого монастыря. Левый поворот – на Сербилово. Дорожное покрытие немедленно теряет всю свою привлекательность, грунтовка со следами цементобетонных работ уводит на юг. Тут главное не проскочить, иначе к Кукоцкому вы уже не попадете. Увлекшись захватывающим преодолением русских буераков, можно логично предположить, что эта-то дорога точно приведет, куда следует. Как бы не так. На самом деле, проехать по ней надо не более двухсот метров, после чего свернуть направо на первом, совсем уж непрезентабельном повороте. Потерпите: через минуту дорога исправится, и вы окажетесь на добротном деревенском грунте, и тут уже предстанет перед вами во всей красе Спасо-Кукоцкий монастырь – один из красивейших архитектурных ансамблей… «Засуздалья», так, наверное, можно назвать этот край. Зыбкость историко-культурного районирования России не дает возможности понять, то ли это еще северные рубежи Владимиро-суздальского ополья, то ли уже южные районы мерянского края.

Ныне ансамбль Кукоцкого монастыря – это два храма, зимний и летний, с колокольней.  Летний, он же старший, собор Спаса Преображения построили в 1673 году на месте деревянного. Солидный, составивший бы честь и уездному городу (да, возможно, и губернскому) храм – классика владимиро-суздальской архитектурной школы XVII столетия. Узнаем ее по двусветовым фасадам, разделенным натрое лопатками с рудиментами закомар (позакомарное покрытие позднее переделано в четырехскатку), своеобразной пластике, характерным пропорциям, выразительному пятиглавию. Главы с шейками, конечно, тоже позднейшие, но где-то мы уже это видели… ну конечно, так на старинных фотографиях выглядел собор суздальского Покровского монастыря. Советские реставраторы вернули ему первоначальный облик, а сюда, в кукоцкую глубинку, руки не дошли. Тем, наверное, интересней.

У собора есть и свои особенные, запоминающиеся детали. Традиционные четыре внутренних несущих столпа сдвинуты ближе к алтарю, из-за чего западное прясло получилось шире остальных. А если посмотрите на наличники – то в нижнем световом ярусе восточного прясла они выполнены неожиданно в виде короны. Внутри храма сохранились остатки барочных росписей XVIII века, поновленных маслом на рубеже XIX — XX столетий, и четырехъярусный иконостас.

Собору вторит Введенская церковь конца XVII века с типично «суздальским» верхом. Эта фигурная главка на изящном глухом барабане – фактурный «фирменный» росчерк местных зодчих, нивелирующий несколько грузное тело храма – что поделать, такова нелегкая доля зимней церкви, она должна не только вместить прихожан холодного собора, но и обогреть их, так что декор вторичен, в первую очередь – насущные функциональные нужды… И все же Введенская церковь кажется маленьким скромным… может, и не шедевром, но точно – достижением, опровергающим этот утилитарный подход, где зимний храм – не более чем выполненная «в камне» изба с главкой. Уже сама по себе она привлекла бы внимание; вписанная в ансамбль, она остается не бэкграундом, но вполне самостоятельным произведением, при этом красиво оттеняющим величественный собор.

Чтобы поддержать это ощущение, ровно посередине образованного двумя храмами маленького дворика высится отдельно стоящая колокольня – вытянутый восьмерик на приземистом четверике, завершенный шатром с тремя ярусами слуха. Верх подчеркнуто декоративен, даже несколько игрив; организующая вертикаль прекрасно гармонирует и с «суздальской» главкой Введенской церкви, и с барочными шейками глав Преображенского собора.

Кроме всего вышеописанного, в ансамбль монастыря входила деревянная Покровская церковь, разобранная еще, по-видимому, в XIX веке (по крайней мере, насколько известно, в 1930-е годы на ее месте был выстроен придел Введенского храма). В 1940-е годы была уничтожена окружавшая монастырь ограда из кирпича.

Такое простое и такое невероятное место – Сербилово. Как бы ни банально это звучало, отсюда не хочется уезжать. В этом забытом людьми, но уж точно не Богом, маленьком упраздненном монастырьке есть что-то такое душевное, такое искреннее, что-то, что заставляет радоваться тому, что родился в России, вне зависимости от текущей политической/экономической/социальной ситуации. Здесь отдыхает душа; а эта тонкая и мятущаяся субстанция, как известно, нигде и никогда не отдыхает просто так.

Все права защищены © 2013 old-towns.ru. Города Российской Империи