УГОДИЧИ

Наталья Емельянова

Никольская церковь в Угодичах

Никогда не знаешь, где найдешь жемчужину. Собственно, в Угодичи мы ехали для того, чтобы сфотографировать древний храм да вид, что открывается с берега озера Неро. А встретили душевного батюшку – отца Анатолия. Он вместе со своими помощницами готовился к занятиям воскресной школы в одном из приделов: резал ароматные садовые яблоки и только что испеченный хлеб.

Заметив нас, робко стоявших на пороге ремонтируемого храма, окликнул:

- Да что ж вы стоите, проходите! Чаю хотите?

И начал рассказывать о том, как своими силами, с помощью прихожан-односельчан, они поднимают из руин свою церковь. Пробоин в стене уже нет и в помине, стены внутри побелены, на скамейке стоят колокола… Монтируется иконостас. Батюшка усмехается:

- Смотрите, иконостас обрамляем обычными пластиковыми рейками. Голь на выдумку хитра! – в этот момент мы, осмелев, спросили благословления снять нехитрое убранство храма. «Да пожалуйста, я только вот свет вам включу!» — ответил отец Анатолий.

Пластиковые рейки иконостаса смотрятся не хуже деревянных. По крайней мере, если бы на это не обратили наше внимание, мы бы не догадались.

Между прочим, ни за что не догадаешься – с таким вкусом и изяществом подобраны эти рейки: парадокс нашего времени, когда, даже, вроде бы, добротно выстроенный новый храм с «самоварной» позолотой на куполах сам по себе выглядит фанерным и, прости Господи, бутафоским каким-то…

А здесь, в Угодичах… Что за название диковинное? А меж тем, история села началась задолго до крещения этих ростовских земель. Одни говорят, что здесь жила княжна Будислава Угода. Другие – что просто местные жители решили угодить князю Владимиру и первыми приняли христианство в водах озеро Неро. В честь этого события там даже деревянную церковь возвели. Но, скорее всего, все куда прозаичнее: название происходит от слова «угодья», мол, земля, пригодная для жизни – хоть дом ставь, хоть паши… И действительно, края эти плодородные и богатые – и зверь родится, и рыба… У ростовских князей здесь были свои и пасеки -«борти», и соляные варницы. А потом, в XI веке, сын Владимира Мономаха выстроил здесь храм во имя Богоявления Господня. Говорят, место для церкви сам Авраамий Ростовский ему указал. В Угодичи любил заезжать Андрей Боголюбский, а Юрий Долгорукий открыл школу для детей.

А это иконостас в южном приделе. Он уже закочен.

Так описывается село в краеведческих книгах конца XIX века: «В расстоянии одной версты от села пароходная пристань. Базары по воскресеньям. Жителей около 3500. Земли, пригодной для обработки, у крестьян очень мало, почему они вовсе не занимаются хлебопашеством. Главные занятия – огородничество, рыболовство и колка льда. Обработка земли доведена до совершенства: гряды не пашутся, а копаются заступами и руками. Продукты частью сбываются на месте, частью отправляют в столицы. Часть крестьян уходит на сторонние заработки». Сначала село было княжеским – им владели Дмитрий Донской, Юрий Галицкий, Василий Косой… Иван Грозный, побывав тут, щедро одарил Богоявленскую церковь. А Василий Шуйский «с барского плеча» пожаловал село своему верному думному дьяку Томиле Юдину Луговскому – «за московское осадное сидение лета 7117 (1609)» — Угодичи перешли в частную собственность.

Колокола ждут своей колокольни.

Через три года село посетил еще один знаменитый исторический персонаж – Дмитрий Пожарский – тогда он как раз собирал войско, чтобы противостоять полякам. Отправился воевать и Томила, да попал в плен. Рассказывают, что буквально за день до освобождения, ему во сне явилась икона Молченской Богородицы. Это очень необычный образ — одежды Божией Матери украшены небесными светилами и радугой, а в руке Пречистая Дева держит лесенку, по которой человеку легко взойти на небо. Говорят, впервые ее обрели недалеко от Путивля в 1405 году, поместили сначала в Молченскую Софрониеву пустынь, затем в Путивльский Молченский монастырь. Потом был пожар, и икона сгорела. Но сохранился чудотворный образ, который со временем каким-то образом исчез.

Так вот, Томила нашел икону там, где ему было указано во сне, привез домой, в Угодичи и отдал в Богоявленский храм. Там она неоднократно творила чудеса, избавляя людей от разных болезней, в частности от тифа. Весь образ был увешан драгоценностями – дарами благодарных исцеленных. Перед самой иконой всегда теплилась лампада и стоял многоярусный подсвечник.

Список с Молченской иконы. Почему список — смотрите ниже.

Заодно Томила решил перестроить храм в камне. Прихожане идею поддержали – сами и средства собирали, и кирпич обжигали, и стены возводили. Руководил строительством московский мастер Вторушка Васильев. «Иконное и стенное письмо» выполнили вологодские изографы.

К концу XVII века в Угодичах сменился хозяин – им стал сподвижник Петра Первого Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Кстати, сам царь в 1709 году заезжал в гости к своему соратнику. «За ево службу и воинские походы» Петр щедро наградил Ивана Алексеевича – даровал ему титул графа, а также, что называется, с барского плеча «ростовское озеро с втекающими и истекающими из него реками и речками» со всей водившейся там рыбой. И еще икону из своей походной церкви подарил.

Примерно тогда же в Угодичах начинают строить каменную церковь на месте старой деревянной, во имя Кирики и Иулиты. Новый храм был одновременно и летним, и зимним. В летней части имелось три престола – Николая Чудотворца, Илии Пророка и Архистратига Михаила. В зимней – Александра Свирского и Смленской Божией Матери…

Судя по макету в храме, так это должно было (и будет) выглядеть.

Прошло еще сто лет, Угодичи продолжали оставаться крупным селом. Здесь имелось училище, пожарное депо, трактир, питейный и гостиный двор, а также народная бесплатная библиотека-читальня, в которой хранилась почти тысяча книг!

Но за годы советской власти храмы пришли в упадок. А с возобновлением богослужений в Угодичах снова стали происходить чудеса. Когда в 2004 году Молченскую икону привезли в село (до этого она хранилась в Ярославле) и начали служить молебны, то темные тучи того пасмурного дня вдруг рассеялись и вышло ослепительное солнце, потом в небе появились три яркие светящиеся точки. А прямо во время службы к иконе, говорят, прибежал ежик – зверек никого не боялся, бежал за крестным ходом и не желал сворачиваться в клубок, даже когда им заинтересовалась ребятня.

Приметы ХХ века. От второй церкви в Угодичах осталась лишь колокольня, а перед ней — памятник землякам, погибшим в Великую Отечественную войну.

Потом, как рассказывает отец Анатолий, Молченский образ решено было отдать обратно на Украину. В храме же оставили список.

…Время за разговором пробежало быстро. Батюшке уже пора было начинать занятие в воскресной школе, да и нас ждали трое детей и дальний путь – домой, в Москву.

- Ангела вам в дорогу! Это мы тут в раю остаемся, а вам в ваш бедлам возвращаться… — со вздохом сказал на прощание отец Анатолий. И мы поехали. С твердым намерением еще вернуться в этот гостеприимный и теплый храм Божий, жизнь и душу в который вдыхают простые земные люди.

Небольшой фотобонус. Вид Ростова Великого от Никольской церкви в Угодичах.

Все права защищены © 2014 old-towns.ru. Города Российской Империи